Мариэтта Чудакова: «Верю, что «Родину-мать» когда-нибудь снесут»

Мариэтта Чудакова в Центральной библиотеке им. А. С. Пушкина

Шестнадцатого октября в Челябинске, в Центральной городской библиотеке имени Пушкина, состоялась встреча читателей с писательницей Мариэттой Чудаковой. Мариэтта Чудакова — литературовед, председатель Всероссийского булгаковского фонда, автор многих книг, специалист по литературе советского периода. Заявленной темой встречи был актуальный вопрос: «Литература в школе: читаем или проходим?». Именно так называется одна из книг писательницы.

В этой книге есть такой фрагмент: «…советская власть десятилетиями обламывала литературу в школьном преподавании на свой лад, навсегда отвращая от Пушкина и Лермонтова». А далее сравнивает идеологическую, в ее понимании, обработку литературы со…статуей «Родина-мать» на Мамаевом кургане. «Нахлобученная на курган, она господствует над огромным пространством и лишает тех, кто идет к кургану, возможности сосредоточения. Подавляя естественные личные чувства, эта фигура инопланетного масштаба навязывает людям, появляющимся в радиусе ее воздействия, общее для всех возбужденное изумление перед масштабом содеянного: ишь ты! вот это да! Перед нами — чистая величина. Без мысли, без эмоций, почти физически угнетающая».

Тем не менее, еще оставалась надежда, что на встрече с читателями будет рассказано что-то интересное о литературе. Надежды не оправдались, однако обо всем по порядку. Мероприятие являлось частью V литературного фестиваля «Открытая книга», организатором которого выступил Челябинский физико-математический лицей No 31 при поддержке управления образования города.

В зале библиотеки Пушкина собралось человек сто: библиотекари, в том числе школьные, учителя русского языка и литературы, школьники и читатели (таковых, скорее всего, было меньшинство).

Мариэтта Чудакова начала с рассказа о проблемах сельских библиотек. Говорила о крайне скудном, в некоторых районах полностью отсутствующем, финансировании. Сама она в течение всех постсоветских лет ездит по библиотекам и привозит туда книги, в том числе свои собственные.

Одна из книг писательницы называется «Егор» и посвящена Егору Гайдару.
По мнению Чудаковой, Гайдар является одной из самых выдающихся личностей ХХ века, а его заслуги перед Россией не оценены по достоинству. Задача книги «Егор» — помочь учителям-историкам изучать 90-е годы. В течение последних пяти лет при поддержке фонда Гайдара и фонда Ельцина проводится конкурс библиотекарей «Время Гайдара», по книге «Егор» пишут сочинения школьники.

О Светлане Алексиевич, получившей Нобелевскую премию по литературе, Чудакова отозвалась положительно, выразила негодование в связи с поношением Алексиевич и назвала слово «русофобия» выдуманным ругательством. Надо сказать, что в своей беседе с собравшимися в зале Мариэтта Чудакова использовала выражения типа «тупость моих сограждан», «тут, надеюсь, собрались здравомыслящие люди» и тому подобное.

В заключительной части беседы писательница представила аудитории книги, в числе которых, помимо упомянутой книги «Егор», были:
• «Цена победы» — письма Виктора Астафьева о войне;
• «За нашу и вашу свободу» — книга о советских диссидентах, переведенная с французского языка;
• Книга о Катыни (в связи с ней было упомянуто польское посольство).

Беседа Чудаковой с читателями длилась два часа. За два часа непосредствен но литературе и русскому языку было уделено, самое большее, минут тридцать. Большая же часть монолога состояла из полного набора антисоветских штампов. Было упомянуто и о Солженицыне (с очередной ремаркой: «…тут ведь умные люди собрались…»), и о бездарном руководстве и чрезмерных жертвах во время Великой Отечественной, и о том, что слово «раскулаченные» нужно брать в кавычки, ведь на самом деле (что опять же известно всем собравшимся в зале «образованным людям») они были просто работящими крестьянами.

О пути России было сказано так: «До сих пор 86 или 90 процентов поддерживают то, благодаря чему от нас все отвернулись, кроме КНДР и Зимбабве».

И о том, что мы должны выбрать: «…либо мы — часть Европы, либо мы — часть Азии».

Однако ключевыми, на мой взгляд, были следующие слова, сказанные в связи с книгой о Катынском расстреле: «Это мы их убили. Когда-то нужно признать преступления, сколько можно ходить по кругу».
Вот она, десоветизация: «вся Россия — большая Катынь».

Формат встречи, как было сказано выше, не предполагал диалога оратора и аудитории. Читатели могли лишь письменно задать вопрос из зала. Всего было задано четыре вопроса. Три из них касались преподавания литературы, а в четвертой записке был вопрос об отношении Мариэтты Чудаковой к монументу «Родина-мать». Писательница ответила на этот вопрос теми же словами, которые приведены в начале заметки. Что фигура подавляет, противоречит законам физиологии и так далее. «Вот Неизвестный, — сказала Чудакова, — что не сделает, все к месту. А Вучетича — верю, что когда-нибудь снесут».

Данный материал почти в таком же виде был опубликован 17 октября в блоге yurgita.livejournal.com и вызвал сотни откликов, в подавляющем большинстве содержащих негодование читателей по поводу такого заявления о «Родине-матери» — одном из символов великой Победы.

Здесь стоит отметить следующее.

Во-первых, данное заявление Мариэтты Чудаковой отнюдь не похоже на случайное выражение личных эмоций. Это целенаправленная деятельность по разрушению идеалов, информационно-психологическая война против большинства народа, тех самых 90 процентов, которые чтут прошлое, в том числе победу советского народа над фашизмом.

А во-вторых, стоит задать вопрос: почему такие беседы проходят в Центральной библиотеке города, под прикрытием совершенно другой заявленной темы? Кто несет ответственность за организацию подобного мероприятия и его последствия?

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Яндекс
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на свою страницу.

Оставить комментарий