Мариэтта Чудакова: «Верю, что «Родину-мать» когда-нибудь снесут»

16 октября в Челябинске, в Центральной городской библиотеке имени Пушкина, состоялась встреча читателей с писателем Мариэттой Чудаковой. Мариэтта Чудакова — литературовед, председатель Всероссийского булгаковского фонда, автор многих книг, специалист по литературе советского периода. Заявленной темой встречи был актуальный вопрос: «Литература в школе: читаем или проходим?». Именно так называется одна из книг писательницы.

Несколько лет назад я, увидев эту книгу в популярном интернет-магазине, заинтересовалась ею. Однако небольшой фрагмент текста, опубликованный в разделе интернет-магазина, меня, скажем так, весьма шокировал: автор пишет, что советская власть «десятилетиями обламывала литературу в школьном преподавании на свой лад, навсегда отвращая от Пушкина и Лермонтова». А далее сравнивает идеологическую, в ее понимании, обработку литературы со…статуей «Родина-мать» на Мамаевом кургане.

«Нахлобученная на курган, она господствует над огромным пространством и лишает тех, кто идет к кургану, возможности сосредоточения. Подавляя естественные личные чувства, эта фигура инопланетного масштаба навязывает людям, появляющимся в радиусе ее воздействия, общее для всех возбужденное изумление перед масштабом содеянного: ишь ты! вот это да! Перед нами – чистая величина. Без мысли, без эмоций, почти физически угнетающая».

Комментировать цитату я даже не буду. Однако, решив сходить на встречу с Мариэттой Чудаковой, я все же надеялась услышать что-то интересное о литературе. Мои ожидания не оправдались. Но обо всем по порядку.

В зале библиотеки Пушкина собралось, пожалуй, около ста человек: библиотекари, в том числе школьные, учителя русского языка и литературы, школьники и просто читатели (из таких, возможно, я была одна, но утверждать не буду). Здесь нужно сделать отступление и сказать, что мероприятие являлось частью V литературного фестиваля «Открытая книга», организатором которого выступил Челябинский физико-математический лицей №31 при поддержке управления образования города.

Мариэтта Чудакова начала с рассказа о проблемах сельских библиотек. Говорила о крайне скудном, в некоторых районах полностью отсутствующем, финансировании. Сама она в течение постсоветских лет ездит по библиотекам и привозит туда книги.

Одна из книг писательницы называется «Егор» и посвящена Егору Гайдару. По мнению Чудаковой, Гайдар является одной из самых выдающихся личностей ХХ века, а его заслуги перед Россией не оценены по достоинству. Задача книги «Егор» — помочь учителям-историкам изучать 90-е годы. В течение последних пяти лет при поддержке фонда Гайдара и фонда Ельцина проводится конкурс библиотекарей «Время Гайдара», по книге «Егор» пишут сочинения школьники.

О Светлане Алексиевич, получившей Нобелевскую премию по литературе, Чудакова отозвалась положительно, выразила негодование в связи с поношением Алексиевич и назвала выдуманным ругательством слово «русофобия». Надо сказать, что в своей беседе с собравшимися в зале Мариэтта Чудакова использовала выражения типа «тупость моих сограждан», «тут, надеюсь, собрались здравомыслящие люди» и тому подобное.

В заключительной части беседы писательница представила аудитории книги, в числе которых, помимо упомянутой книги «Егор», были:

  • «Цена победы» — письма Виктора Астафьева о войне;
  • «За нашу и вашу свободу» — книга о советских диссидентах, переведенная с французского языка;
  • Книга о Катыни (в связи с ней было упомянуто польское посольство)

И вот тут я подхожу к самому главному. Беседа Чудаковой с читателями длилась два часа. За два часа непосредственно литературе и русскому языку было уделено самое большее минут тридцать (эта часть полностью изложена в одной из публикаций о состоявшемся мероприятии, об остальном не сказано ни слова). Большая же часть монолога состояла из полного набора антисоветских штампов. Было упомянуто и о Солженицыне (с очередной ремаркой «тут ведь умные люди собрались»), и о бездарном руководстве и чрезмерных жертвах во время Великой Отечественной, и о том, что слово «раскулаченные» нужно брать в кавычки, ведь на самом деле они были просто работящими крестьянами.

О пути России было сказано так: «До сих пор 86 или 90 процентов поддерживают то, благодаря чему от нас все отвернулись, кроме КНДР и Зимбабве». И о том, что мы должны выбрать: «либо мы часть Европы, либо мы часть Азии».

Еще пара цитат. О советской идеологии «классическое»: «идея, требующая миллионы жертв». О расстреле парламента в 1993 году: «сейчас бы подписала, не моргнув глазом».

Однако ключевыми, на мой взгляд, были следующие слова, сказанные в связи с книгой о Катынском расстреле: «Это мы их убили. Когда-то нужно признать преступления, сколько можно ходить по кругу». И сказано это, конечно, о советской истории в целом. Вот она, десоветизация: вся Россия — большая Катынь.

И последнее. Читатели могли письменно задать вопрос из зала, всего было задано четыре вопроса. Три из них касались преподавания литературы, а в четвертой записке был вопрос об отношении Мариэтты Чудаковой к монументу «Родина-мать». Писательница ответила на этот вопрос теми же словами, которые я привела в начале заметки. Что фигура подавляет, противоречит законам физиологии и так далее. «Вот Неизвестный, — сказала Чудакова — что не сделает, все к месту. А Вучетича — верю, что когда-нибудь снесут».

Вот так, дорогие граждане. О том, что над Россией хотят вершить суд, говорилось уже не раз. И беседа в зале челябинской библиотеки, как ни странно, в точности говорит мне о том же самом.

P.S. Рекомендую к прочтению статью «Только лжец «не видит» подготовки суда над Россией»

http://yurgita.livejournal.com/81624.html

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Яндекс
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на свою страницу.

5 комментариев к записи “Мариэтта Чудакова: «Верю, что «Родину-мать» когда-нибудь снесут»”

  1. Светлана:

    Мариэтта Чудакова оскорбила жителей целого города — Волгограда. Ведь не могла она не знать, как свята для большинства жителей нашего города эта скульптура. И говорить здесь об эстетике, по крайней мере, цинично! Её высказывания взорвали наши соцсети, но такая ли слава ей нужна?

  2. Илья:

    У них это семейное. Мариэтта Чудакова, это как я понимаю супруга Александра Чудакова? Так вот у последнего есть довольно любопытный роман, называется «Ложится мгла на старые ступени». Либералы его любят. Достаточно интересный образец скрытого антисоветизма, под личиной «России которую мы потеряли». При всем при этом, написано очень увлекательно, я бы даже сказал профессионально, с литературной точки зрения. В купе с содержанием получилось довольно мощное художественное произведение, несущее антисоветизм в массы на качественно новом уровне… Если учитывать что роман Чудакова был официально признан и получил награду «Русский букер десятилетия»,то можно назвать это успехом десоветизаторов. Книга читается и усваивается «как надо». Я бы посоветовал ознакомиться с ней всем, кто имеет дело в частности с советскими мифами, да и вообще тем кто занимается информационной войной.

    • Ирина Юрина:

      Да, Александр Чудаков — это муж Мариэтты Чудаковой, умер в 2005 году. Про его книгу я слышала, но не читала. Спасибо за отзыв о ней, нужно будет ознакомиться.

      • Дмитрий Ткаченко:

        Не знаю. Чудакова и ей подобные прямо-таки приватизировали критику советской власти. Во многом они говоря правду….Но это правда не их, а чужая. Потому, что они плоть от плоти советская власть. Хотя этого и не признают.
        В МГУ Чудакова поступила как представитель нац.меньшинств — по национальности она табасранка. Был такой пунктик в СССР со времён Хрущёва. Евреев не принимали, а нацменьшинства пожалуйста. А не потому, что она умная или хорошо училась.
        Она была членом союза Писателей СССР(интересно, а диссидента пустили бы в этот союз).
        Где была Чудакова когда выходили протестовать против вторжения войск в Чехословакию в 1968? Правильно. Дома.
        Единственный «диссидентский» поступок это тёмная история с письмом вдовы Булгакова и какими-то черновиками его романов, которые то ли ей подарили, то ли сама взяла…за это её и уволили из Ленинской библиотеки в 1984 году или за убеждения……история тёмная.
        Поэтому все её заявления, что де надо разрушить, все тупые…А сама-то Мариэтта Омаровна не очень-то и умна…Ок. Давайте разрушим, то немногое что осталось. А что взамен. Что она лично создала, что останется после неё людям. Да ничего. Книги она по деревням возит. А то что читать их там некому в том числе и благодаря Ельцину и её любимому Гайдару…Да и книги. Ну её макулатура «Егор». Писанная в стиле советских повестей о детстве Ленина. Этим она напоминает чеховского героя, раздававшего своим крестьянам фраки….
        P.S Её муж не просто умер. Я пробил себе голову, в подпитии возвращаясь домой, упал на лестнице, а был он мужчина высокого роста…Другой её приятель по Переделкино Гачев пьяным попал под электричку, рядом-то проходит ветка железной дороги.

        • Ирина Юрина:

          Благодарю за содержательный комментарий. Про письма Булгакова в комментариях в ЖЖ к первой публикации этого материала тоже писали, это интересный момент.

Оставить комментарий