Уроки Первой мировой

Давно хотел изложить свои нехитрые размышления по поводу столетия Первой Мировой войны, ведь происходящие сегодня события являются своего рода феноменом, который необходимо если и не изучить, то хотя бы описать.

Начать стоит с того, что войну 1914-1918 годов вполне справедливо называют «великой и забытой». На полях сражений схлестнулись 38 государств, использовавших всю свою людскую, промышленную и экономическую мощь для победы над противником. Мир ещё не знал подобного, хотя слабые отзвуки будущего кошмара и доносились эхом с фронтов далёкой Англо-бурской войны, но Европа не могла представить, что совсем скоро она будет рассечена линиями фронта, опоясанными тысячами километров окопов, окутанными рядами колючей проволоки, и ощетинившимися одним из символов той войны — пулемётами.

Научно-технический прогресс сыграл с людьми злую шутку, которую впоследствии назовут «антропоцентрическими ножницами». Граждане «просвещённой Европы» считали, что небывалые научные открытия ведут человечество в светлое завтра, эру безграничного могущества и благоденствия, но, уповая на технику, люди деградировали и в решающий момент оказались неспособны сдержать рвавшегося наружу «зверя». Даже столетие спустя сложно представить, каким ужасом обернулось нравственное падение Европы, с каким упорством шли бессмысленные позиционные бои, какой безнадёжностью были пропитаны траншеи и окопы, с какой дьявольской изобретательностью трудились учёные, отринувшие «оковы» христианской морали и гуманизма. Ежедневный беспросветный ад длился четыре года. А потом всё закончилось. Версальский мир подвёл черту под крахом четырёх империй и гибелью десяти миллионов человек.

Данте и Вергилий в окопе. Первая мировая война. Рубо.

А затем всё было забыто, забыто по-разному, ведь у всех были свои причины. Люди заглянули в бездну и отшатнулись в ужасе. То, что необходимо было осмыслить и ни в коем случае не допустить в будущем, повторилось уже через четверть века с на порядок возросшей жестокостью. Западные демократии, стыдливо прикрывшие подвиг погибших людей памятниками, мемориалами и поминальными датами, закрывали глаза, а затем и вовсе развязали руки национал-социалистам в Германии. Немецкий реваншизм, помноженный на горячо одобряемый Западом антибольшевизм, пересилил память об ужасах войны, а головокружение от успехов на начальном этапе практически гнало немецкий народ к будущей мировой катастрофе.

Ну а в СССР, как бы это странно ни звучало, «империалистическую войну» помнили. Да, о ней заговорили не сразу, да, в 20-е была сильна идея «Мировой революции», но уже в 30-е годы прошлого столетия апеллирование к подвигам наших соотечественников начало приобретать системный характер. Перед руководством страны стояла непростая задача освещения в широких народных массах «непопулярной» войны, из горнила которой вышла молодая Советская республика. И здесь стоит признать, что эта задача не была выполнена, решение по созданию целостной картины не было найдено. Однако, Советский Союз до конца выполнил другую миссию, наша страна в отличие от Англии, Германии, Франции или Италии извлекала подлинные уроки из произошедшего, государство рабочих и крестьян гордо подняло знамя борьбы за мир.

Георгиевский кавалер на демонстрации

В перестроечном угаре разномастные резуны на все лады твердили о том, как Сталин клепал десятки тысяч «автострадных танков» для рывка к Ла-Маншу и одновременно с этим ковал «фашистский меч в СССР», как ни удивительно, но это вполне уживалось в голове тогдашнего обывателя, а у некоторых уживается до сих пор. Реальность же была совсем другой, 80 лет назад ни одно государство не боролось за мир так, как это делал Советский союз. Именно СССР в 1933 году первым поднял вопрос о коллективной безопасности, в то время как Англия и идущая у неё на поводу Франция, вынесшие основные тяготы и лишения Первой мировой, лишь оттягивали переговоры и «умиротворяли» Гитлера.

Даже после того, как Чемберлен «привёз мир народам Европы» путём сдачи Чехословакии агрессору, Союз не сдавался и до последнего старался заручиться поддержкой Англии и Франции вплоть до августа 1939 года, когда переговоры окончательно зашли в тупик и стало окончательно понятно, что новой мировой войны не избежать. Ведь она была нужна всем. Всем тем, кто ещё двадцать с небольшим лет назад отправлял своих мужчин умирать в окопы, всем тем, кто наживался на оборонных заказах, всем тем, кто не понял, или не захотел понять, какое зло было выпущено на свободу. Всем, кроме Союза Советских Социалистических Республик, страны, которой не было ни на пьедестале победителей, ни в списках побеждённых Первой мировой, но вынесшей из неё главный урок и всеми силами старавшийся не допустить её повторения.

Максим Максимович Литвинов — 2-й народный комиссар по иностранным делам СССР

Наша страна не смогла предотвратить Вторую мировую войну, но она смогла сломать хребет фашистскому зверю и принести мир народам Европы. Наш народ заплатил небывалую цену за победу, а Великая Отечественная война стала в народном сознании войной священной. Несмотря на это, вот уж без малого тридцать лет предпринимаются попытки прямого противопоставления двух крупнейших войн, все тяготы которых вынесла наша страна. Не стоит путать эти попытки с шагами, которые действительно уменьшают раскол в нашем обществе и восстанавливают историческую справедливость (установка памятников, утверждение праздников и памятных дат, реконструкция церквей и храмов). Потомки людей, героически сражавшихся на фронтах Первой мировой, абсолютно справедливо хотят соответствующего отношения к своим предкам, честно исполнившим свой воинский долг.

Однако, совсем другое дело, когда под сурдинку восстановления исторической справедливости устанавливают памятники военным преступникам и фашистским пособникам, разглагольствуя о том, что если бы не «проклятые большевики», то мы бы и в Первой мировой победили и Вторую мировую не допустили. Принимать во внимания объективные факторы и помнить о том, что история не имеет сослагательного наклонения, такие разнокалиберные мечтатели упорно не желают. И, коль уж речь зашла о мечтателях, стоит спуститься на землю и рассмотреть тот самый феномен, о котором я писал вначале, но о нём в следующей части статьи.

Памятник Колчаку в Иркутске

Продолжение следует…

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Яндекс
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на свою страницу.

5 комментариев к записи “Уроки Первой мировой”

  1. Ирина Юрина:

    100 лет прошло, а ужасы войны опять совсем рядом с нами, на Украине.

  2. Владимир Дмитриев:

    Интересные исследования по истории Великой войны можно почитать у Сергея Дроздова. Автор считает, что это была ненужная для России война. Российская империя была вынуждена вступить в войну прежде всего из-за того, что являлась финансовым вассалом стран Антанты, прежде всего, Франции.

  3. Мария Выбойщик:

    К 100-летию Первой мировой войны СМИ опубликовали массу материала — конечно, не по собственному почину. Мне кажется, есть идея переключить внимание общества с ВОВ на Первую мировую войну. Вроде как обрести другую идентичность — не относить себя к победителям в ВОВ и Второй мировой войне (ведь это коммунисты, советские войны),а к русским без советского опыта (колоссального!). Ну, так это и есть война с историей да и с обществом — повернуть историю вспять, только в сознании людей. Памятник Колчаку на советской земле — это безумие, но за последние 25 лет безумия было слишком много. Пора одуматься.
    Дмитрию за очередную содержательную публикацию большое спасибо. Не в обиду нашим журналистам, в челябинской прессе такого не прочитаешь.

    • Ирина:

      «Вроде как обрести другую идентичность — не относить себя к победителям в ВОВ и Второй мировой войне» — да, Мария, очень интересное предположение.

  4. Дмитрий:

    Ощущение бессмысленность той войны очень ярко передал Э.М.Ремарк в произведении «На западном фронте без перемен»:
    «…Кажется непостижимым, что к этим изодранным в клочья телам приставлены
    человеческие лица, еще живущие обычной, повседневной жизнью. А ведь это
    только один лазарет, только одно его отделение! Их сотни тысяч в Германии,
    сотни тысяч во Франции, сотни тысяч в России. Как же бессмысленно все то,
    что написано, сделано и передумано людьми, если на свете возможны такие
    вещи! До какой же степени лжива и никчемна наша тысячелетняя цивилизация,
    если она даже не смогла предотвратить эти потоки крови, если она допустила,
    чтобы на свете существовали сотни тысяч таких вот застенков. Лишь в лазарете
    видишь воочию, что такое война.
    Я молод — мне двадцать лет, но все, что я видел в жизни, — это
    отчаяние, смерть, страх и сплетение нелепейшего бездумного прозябания с
    безмерными муками. Я вижу, что кто-то натравливает один народ на другой и
    люди убивают друг друга, в безумном ослеплении покоряясь чужой воле, не
    ведая, что творят, не зная за собой вины. Я вижу, что лучшие умы
    человечества изобретают оружие, чтобы продлить этот кошмар, и находят слова,
    чтобы еще более утонченно оправдать его. И вместе со мной это видят все люди
    моего возраста, у нас и у них, во всем мире, это переживает все наше
    поколение. Что скажут наши отцы, если мы когда-нибудь поднимемся из могил и
    предстанем перед ними и потребуем отчета? Чего им ждать от нас, если мы
    доживем до того дня, когда не будет войны? Долгие годы мы занимались тем,
    что убивали. Это было нашим призванием, первым призванием в нашей жизни.
    Все, что мы знаем о жизни, — это смерть. Что же будет потом? И что станется
    с нами?..»

Оставить комментарий