Занимательная социология Челябинской городской Думы

03_gerb_02Осенью грядут выборы в Челябинскую городскую Думу. В связи с этим знаменательным событием, которое определит жизнь нашего города еще на 4 года, решил сделать небольшую серию публикаций. И первая из них посвящена некоторым вопросам социологии Челябинской городской Думы четвертого созыва.
Но причем тут социология? Давайте вместе посмотрим, все дело буквально в одном слове. Обратимся к уставу города Челябинска, статья 25 п.1:

«Городская Дума является представительным органом местного самоуправления и наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации, Челябинской области и настоящим Уставом.«Я специально выделил слово «представительным«, это значит, что люди, избранные в орган местного самоуправления, должны представлять нас и наши интересы. А для этого они должны представлять наши интересы в смысле их понимания, и представлять наши интересы в смысле их отстаивания. Теперь вспомним, отчего же социологи так рьяно гоняются за качеством выборки, стремясь найти для своего исследования именно тех людей, что наиболее точно соответствуют социально-демографическим признакам социальной группы? Да просто потому, что согласно базовым представлениям социологии, человек, наиболее соответствующий по социально-демографическим признакам социальной группе, и наиболее точно отразит ее мнение. Конечно же, важную роль имеют поло-возрастные признаки, но не менее важны и экономическое положение, роль в разделении труда, социальный статус.

Предлагаю взглянуть на тех, кто сейчас нас представляет в городской думе:
дума

 

Для тех, у кого не грузится картинка:
Из 36 депутатов:
2 Президента компаний;
2 Председателя совета директоров компаний;
11 Генеральных директоров компаний;
10 Директоров компаний;
2 Руководителя государственных медицинских учреждений;
1 Ректор государственного ВУЗа;
1 Проректор государственного ВУЗа;
7 депутатов, представителей некоммерческих организаций, пенсионных фондов и т.д.
То есть 25 — топ-менеджеры коммерческих организаций, 4 — топ-менеджеры государственных организаций.

Если обратиться к наиболее популярной на текущий момент у социологов теории строения общества — стратификации, и воспользоваться результатами исследований социологов из ВЦИОМ Федоров В.В., Львов С.В., «Социальная стратификация современного российского общества», то вся городская дума относится к страте «белые воротнички» (10,4% от всего населения) – «это топ-менеджеры, владельцы собственных небольших предприятий и высококвалифицированные специалисты». Они наиболее полно отражают мнение, психологию и интересы этой страты.

Более того, объективно интересы страты «белые воротнички» вступают в конфликт с интересами других страт. Это и пресловутый конфликт труда и капитала, и более приземленные противоречия, связанные с разным образом жизни, разным уровнем материальных потребностей, культурных и иных потребностей. Пожалуй, каждый в своем житейском опыте нащупывал границы этих противоречий.

Но помимо общих противоречий, обусловленных различным социальным, экономическим положением и различной ролью в разделении труда, существуют конфликты интересов, связанные с коммерческой деятельностью подшефных депутатам фирм. Посмотрим на эти конфликты, для этого вновь обратимся к уставу города:

Статья 26. Компетенция городской Думы
5) утверждение генерального плана города и правил землепользования и застройки территорий;
6) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа;
8) утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий;
9) осуществление мер по противодействию коррупции в границах городского округа;
22) утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города Челябинска.

Ознакомившись с положениями устава города и бегло изучив подшефные депутатам предприятия, нетрудно обнаружить что среди них: 11 строительных компаний и 3 обслуживающие организации. Это подшефные депутатам организации, о которых заявлено на сайте городской думы, сколько же  аффилированных компаний похожего профиля — я не считал, но знаю, что ряд депутатов имел отношение к крупным организациям, управляющим коммунальным хозяйством.

Тут конфликт интересов очевиден. Ведь мы хотим приобретать квартиры наилучшего качества, с хорошей инфраструктурой и по наименьшей цене, и хотим получать коммунальные услуги наилучшего качества по наименьшей цене. А застройщик и коммунальщик хочет при минимуме затрат получить максимум прибыли, и это записано в уставе любой коммерческой фирмы, что цель деятельности организации — максимальное увеличение прибыли акционеров. В каких непростых условиях приходится работать депутатам, ведь нужно угодить и акционерам, и избирателям. Неужели кто-то верит, что депутат «кидает» акционеров?

Я буду несказанно рад, если после прочтения этой статью каждый читатель задастся вопросом:
— Как так вышло, что в депутаты мы выбрали людей, представляющих лишь 10% населения?
— Как так вышло, что в депутаты мы выбрали людей, с которыми у нас заведомо существует конфликт интересов? Разве нам это выгодно?
— Как так вышло, что многие из этих депутатов «представляют» нас уже не первый созыв?
— Как так вышло, что вопросы градостроительства и коммунального обслуживания решают представители строительных и коммунальных компаний? А потом мы удивляемся стоимости квадратного метра, плохому качеству строительства и инфраструктуры, разваливающимся дорогам, завышенным тарифам на коммунальные услуги.

Обсудить можно в комментариях и здесь.
Продолжение следует…

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Яндекс
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на свою страницу.

1 комментарий к записи “Занимательная социология Челябинской городской Думы”

  1. Мария:

    Явка была сравнительно высокая http://www.kp.ru/online/news/207379/. Но я думаю,из-за того, что одновременно выбирали мэра Челябинска. На выборы депутатов в городскую уму ходят мало и голосуют без особых надежд на результат. В том смысле что от депутатов не ждут выполнения обещаний. Часто избиратели узнают о существовании кандидата в депутаты на избирательном участке (читая бюллетень).

Оставить комментарий