Память Челябинска: улица Академика Королева

Улица академика Королева – одна из новых улиц Челябинска. Она находится в жилом комплексе «Тополиная аллея» на северо-западе города.

Улица названа в честь Сергея Павловича Королева, основоположника практической космонавтики, выдающегося конструктора и организатора работ по созданию ракетно-космической техники в СССР. Он – первопроходец многих основных направлений отечественного ракетного вооружения и ракетно-космической техники, обеспечившей стратегическую защиту нашей страны и сделавшей ее передовой ракетно-космической державой.

Сергей Павлович Королев родился 12 января 1907 года (30.12.1906) в Житомире в семье преподавателя русской словесности. Рос в городе Нежин (ныне Черниговская область), затем в Одессе.

В Нежине в 1911 году Сережа впервые увидел полет на аэроплане знаменитого летчика Уточкина, и это событие потрясло воображение мальчика, дав начало его влечению к небу. Жизненный выбор подкрепило еще одно событие. В Одессе в 1921 году недалеко от дома, где жила семья Королева, расположился гидроавиационный отряд. Скоро Сергей стал добрым знакомым летчиков отряда. Иногда его брали в полеты, после которых он не раз говорил дома: «Я буду строить самолеты и летать на них».

В 1922-1924 годах он учился в строительной профессиональной школе, занимаясь одновременно в кружке планеристов. В 1924 году Королев поступил в Киевский политехнический институт на авиационное отделение, затем перевелся в Московское высшее техническое училище им. Н.Э. Баумана. За это время он спроектировал и построил планеры «Коктебель», «Красная Звезда» и легкий самолет СК-4, предназначенный для достижения рекордной дальности полета. Эти работы отличались незаурядными решениями и показали явные способности Королева как авиационного конструктора. Научным руководителем его дипломного проекта по конструкции легкомоторного самолета СК-4 был Андрей Николаевич Туполев, подписавший проект с первого предъявления.

Выпускник Первой Одесской стройпрофшколы Сергей Королев

Выпускник Первой Одесской стройпрофшколы Сергей Королев

С 1927 года работал на предприятиях авиационной промышленности, участвовал во Всесоюзных планерных состязаниях. С июня 1930 года – старший инженер Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ).

Примерно в это время Королев знакомится с работами Циолковского о реактивном движении, о космонавтике. Они захватили его новизной, необычностью, удивительной смелостью. С этого момента в сфере его внимания ракеты и полеты в космос.

В 1931 году совместно с Ф.А. Цандером организовал одну из первых в стране ракетных организаций – Группу изучения реактивного движения (ГИРД), которую возглавил в мае 1932 года, став также председателем ее Технического совета.  Уже с 1932 года она стала по существу государственной научно-конструкторской лабораторией по разработке ракетных летательных аппаратов, в которой были созданы и испытаны первые отечественные жидкостные баллистические ракеты.

В конце 1933 года Сергей Павлович назначен заместителем руководителя Реактивного научно-исследовательского института, объединившего ученых из Москвы и Ленинграда. С начала 1934 года Королев – руководитель отдела ракетных летательных аппаратов, где ему как начальнику отдела в 1936 году удалось довести до испытаний крылатые ракеты: зенитную-217 с пороховым ракетным двигателем и дальнобойную-212 с жидкостным ракетным двигателем.

В 1934 году была издана первая печатная работа Королева «Ракетный полет в стратосфере». «Ракета является очень серьезным оружием», — предупреждал автор в своей работе. Экземпляр книги Сергей Павлович послал Циолковскому. Вскоре в Осоавиахим пришло письмо от Циолковского с отзывом на труд Королева: «Книга разумная, содержательная и полезная». Ученый лишь сетовал, что автор не сообщил своего адреса и лишил его возможности лично поблагодарить за книгу.

В июне 1938 гoда Королев был осужден на 10 лет. Сначала был выслан на Колыму, однако затем в 1940 году Королева перевели к Андрею Николаевичу Туполеву в Московское Конструкторское Бюро при НКВД, где авиационные специалисты создали фронтовой бомбардировщик Ту-2. С середины ноября 1942 года Сергей Павлович Королев работает в ОКБ НКВД СССР при Казанском заводе № 16, занимаясь воплощением в жизнь идеи практического использования ракетных двигателей в авиации.

27 июля 1944 года, на заседании Президиума Верховного Совета СССР принято постановление о его досрочном освобождении. В августе 1945 г. Сергей Павлович вернулся в Москву.

В 1946 году после принятия решения о создании в СССР отрасли по разработке и производству ракетного вооружения с жидкостными ракетными двигателями, Королев был назначен Главным конструктором баллистических ракет дальнего действия.

Первой задачей, поставленной перед Королевым как главным конструктором и всеми организациями, занимавшимися ракетным вооружением, было создание аналога ракеты Фау-2 из отечественных материалов. 18 октября 1947 года на полигоне Капустин Яр состоялся старт первого образца баллистической ракеты. В дальнейшем Королев отошел от использования «немецкого» наследства в пользу собственной революционной конструкции ракеты, ставшей в дальнейшем ракетой Р-7.

В конце 40-х годов Сергей Павлович Королев совместно с учеными АН СССР проводил исследования вертикальных запусков ракет Р-1А, Р-2, Р-5 на высоты до 500 км. Эти исследования заложили серьезные основы для штурма космоса человеком.

Королев С.П. 1953 год

Королев С.П. 1953 год

В 1954 году Королев обратился в ЦК КПСС с предложением о создании и выведении в космос при помощи ракеты Р-7 искусственного спутника Земли (ИСЗ). Инициатива была поддержана. В 1955 году он руководил разработкой первых образцов космических летательных аппаратов. Участвовал в строительстве наземных испытательных служб космодрома Байконур.

r7_pc1

Конструктивно-компоновочная схема первой советской межконтинентальной баллистической ракеты Р-7

4 октября 1957 года по руководством Королева запущен на околоземную орбиту первый в истории человечества искусственный спутник Земли. Его полет ознаменовал начало космической эры, имел ошеломительный успех и создал нашей стране высокий международный авторитет.

В 1959 году Королев руководит подготовкой и запуском автоматических межпланетных станций для изучения Луны. В том же году станцией «Луна-2» на поверхность Луны был доставлен вымпел с изображением герба Советского Союза, а станцией «Луна-3» получены фотографии ее обратной стороны. В 1966 году, менее чем через месяц после кончины Королева, на поверхность Луны совершил мягкую посадку космический аппарат «Луна-9» – последняя работа Королева по программе изучения Луны. Высшим достижением Королева в области изучения дальнего космоса были полеты станций к Марсу и Венере, доставка на поверхность Марса вымпела с гербом Советского Союза.

Но вершиной творчества Королева справедливо считаются пилотируемые полеты в космос. 12 апреля 1961 года стартовал космический корабль «Восток» с космонавтом Юрием Гагариным на борту. Корабль с человеком на борту совершил один виток вокруг планеты и успешно возвратился на Землю. Затем следуют еще пять полетов кораблей «Восток», в том числе с первой женщиной космонавтом Валентиной Терешковой.

С. П. Королев поздравляет Ю. А. Гагарина с успешным полетом, апрель 1961 г.

С. П. Королев поздравляет Ю. А. Гагарина с успешным полетом, апрель 1961 г.

12 октября 1964 года состоялся запуск первого многоместного космического корабля «Восход» с экипажем из трех человек.  А 18 марта 1965 г. во время полета на корабле «Восход-2» с экипажем из двух человек космонавт Алексей Леонов совершает первый в мире выход в открытый космос в скафандре через шлюзовую камеру.

Сергей Павлович Королев скончался на шестидесятом году жизни 14 января 1966 года. Урна с его прахом установлена на Красной площади в Кремлевской стене.

Вся жизнь Королева – это непрерывное творчество, это поиск идей и решений, это труд над проектами новых образцов техники, в осуществлении которых участвовали большие коллективы. Сергей Павлович обладал необычайной энергией, твердой волей, дерзостью мысли, верой в свои идеи и людей. Благодаря организаторским способностям Королеву удавалось сплачивать коллективы блестящих специалистов, в которых в еще большей степени проявлялся талант каждого из них. Королев воспитал многочисленные кадры ученых и инженеров, которые затем обеспечивали обороноспособность страны и развитие отечественной и мировой космонавтики.

* * *

Жилой комплекс «Тополиная Аллея» начал застраиваться с начала 2000-х годов. Строительство продолжается до сих пор. По плану комплекс состоит из 5 микрорайонов (в настоящее время спроектированы и ведется застройка 4 из них).

ЖК «Тополиная Аллея»

Улица академика Королева является центральной и самой широкой улицей комплекса,  в скором времени здесь будут сквер и прогулочная зона.

Улица академика Королева

Улица Академика Королева

улица Академика Королева, Челябинск

Улица Академика Королева

улица Академика Королева, Челябинск

Улица Академика Королева

Фото: Андрей Баранов
Источники:

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Яндекс
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на свою страницу.

2 комментария к записи “Память Челябинска: улица Академика Королева”

  1. Высотник:

    Великий человек!

  2. гриша:

    Космос это Королев,Королев это Космос!

Оставить комментарий