Киноклуб: художественный фильм «Учитель» (1939)

11 апреля, в пятницу, на очередной встрече киноклуба «Суть времени», состоялся просмотр и обсуждение фильма Сергея Герасимова «Учитель».

Коротко расскажу о биографии режиссера и самом фильме.

Сергей Апполинариевич Герасимов родился 21 мая 1906 года в поселке Кундравы. Поселок входил в состав Троицкого уезда Оренбургской губернии (ныне это Чебаркульский район Челябинской области). Отец Апполинарий Алексеевич Герасимов за организацию социал-демократических кружков на Путиловском заводе был арестован и в 1888 году сослан в Енисейскую губернию сроком на 4 года. Политссыльной была и мать – Юдифь Борисовна Эстрович. В ссылке находились и два её брата – народовольцы Михаил Эстрович, Осип Эстрович. Несмотря на нелегкую судьбу близких людей, Сергей Герасимов в своих фильмах не только не откажется от советской идеи, но и станет одним из лучших художников, показавших нового человека и его силу духа. В 1894 г. родители Сергея переехали на Урал.

В возрасте 8 лет Герасимов попал в театр, на оперу «Евгений Онегин». Там же, в Екатеринбурге, он впервые увидел драматический спектакль – «Разбойников» Шиллера. С того времени театр стал предметом мечты Сергея.

В 1923–1925 годах учился в Ленинградском художественном училище. В 1928 г. – окончил техникум сценических искусств.

Герасимов был не только актером и режиссером, но и педагогом, сценаристом.

Он дебютировал как актер в фильме «Мишки против Юденича» (1924), а как режиссер — в фильме «Двадцать два несчастья», совместно с С.И. Бартневым в 1930 г.

Сергей Герасимов

Своё отношение к задачам кинематографии он определяет так: «В нашем понимании современная тема в киноискусстве – это постановка и идейно-художественное решение тех вопросов, которые непосредственно влияют на развитие нашей жизни, на утверждение и углубление политики коммунистической партии и Советского государства».

В годы Великой Отечественной войны Сергей Герасимов принимал участие в создании «Боевого киносборника № 1» (1941), поставил фильмы «Непобедимые» (1943, совместно с М. К. Калатозовым) и «Большая земля» (1944), рассказывающие о героической борьбе советских людей на фронте и в тылу. В 1944—1946 годах Герасимов возглавлял Центральную студию документальных фильмов (ЦСДФ). В 1944 году Герасимов возвращается к педагогической работе, он руководит объединённой режиссёрской и актёрской мастерской во ВГИКе.

Среди его режиссерских работ фильмы: «Тихий Дон», «Молодая гвардия», «Семеро смелых», «Красное и чёрное», «Сельский врач» и др.

Умер С. А. Герасимов спустя год после выхода на экраны «Льва Толстого», 26 ноября 1985 года, после операции на сердце. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 10).

Был удостоен множества премий и званий. За фильм «Учитель» получил Сталинскую премию II степени.

«Учитель»
год выпуска:
1939
жанр: киноповесть

В ролях: Борис Чирков, Тамара Макарова, Павел Волков, Вера Померанцева, Людмила Шабалина, Валентина Телегина, Михаил Екатерининский, С. Шинкевич, В. Замятин, Николай Сунозов, Иван Назаров, Александра Матвеева, О. Коровацкий, С. Онуфриев, Александр Кулаков.

Кадр из фильма «Учитель», 1939

Описание: Кинокартина повествует о молодом учителе, приехавшем на работу в родное село, где ему удалось завоевать всеобщее признание и обрести личное счастье. Его учениками становятся не только дети, но и взрослые. Кто создал мир? Есть ли жизнь на Луне? На все вопросы учитель Степан Иванович готов дать ответ.

Сценарий к этому фильму написал сам Герасимов.

 Тезисы обсуждения после просмотра:

1) Сильный контраст с современным искусством в целом и кинематографом в частности дала нравственная составляющая фильма. Образцы поведения не только в любовной линии, где дан образ любви, как высокого чувства, которое требует труда, уважения и терпения с обеих сторон. Но и в отношении родителей и детей. Почтение и уважение и с той, и с другой стороны.

2) Об агитации в фильме: конечно, такой фильм похож на учебник с сильной агитационной составляющей. Нам он уже кажется наивным, приемы и способы, которыми переданы чувства героев – Гротексны. Но ведь в 30-е гг. XX века информационные ресурсы были ограничены: газеты, клубы и фильмы. Так что плохого в агитации учёбы или в образцах человеческих отношений?

Еще одним блоком обсуждения стала тема роли учителя в обществе.

3) В манифесте коммунистической партии по данной теме дан текст следующего содержания: «При капиталистическом обществе профессия учитель, врач и др. социально значимые работы — превращаются в услугу».
Сложно уважать учителя, когда ты платишь ему деньги, и он хочет от тебя лишь денег. Участники обсуждения поделились воспоминаниями о том, какой уважаемой была профессия учителя в Советском Союзе.

Выражает отношение к учителю и мода. Неделя моды в Москве предложила весьма эксцентричные наряды. Прозвучала интересная мысль о том, что в показе таких нарядов снижен образ учителя до образа школьника, которому больше пристало заботится о внешней атрибутике, чем педагогу.

Так плавно перешли к теме актуальности.

4) Тьюторство: система, при которой учитель знает не больше ученика, и они вместе предстают перед неизвестным. Знания могут быть получены и таким образом, но этим подрывают воспитательные основы.

5) Тяга к знаниям учеников. Провели параллели с событиями на Украине и тягой людей к правде. Там, в результате информационной блокады и из-за отсутствия знания, принимаются неверные решения.

6) Особую важность для нас имеет тема гуманизма. В фильме она раскрыта через Степаниду. Так сложилось, что она была на положении батрачки, и это въелось в повседневность и уже не замечалось окружающими. Носитель идеи коммунизма, с идеей нового человека — Степан. Он выводит ее из этого положения и говорит о новом отношении к человеку. Здесь же отмечено, как необходимость и быт (посевная, покос) чинят препятствия новому начинанию. Как сложно вырвать время у повседневных работ для учения.

7) Вспомнили и собрание РВС, где прозвучала мысль: Образование как стратегическое направление развития России.

Всеми участниками просмотра отмечена высокая достоверность картины. Даже прозвучал вопрос: а это актеры? Достоверно показана и народная культура, проведение досуга.

Приятно было видеть после фильма у многих улыбки на лицах. Очень жизнеутверждающая картина, с уверенным взглядом в будущее.

О месте и времени следующей встречи киноклуба «Суть времени» можно узнать
по телефону 8(351)9054718 или отправив письмо по адресу:
mail@eot74.su

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Яндекс
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на свою страницу.

Оставить комментарий