Память Челябинска: улица Комарова

Улица Комарова — одна из центральных улиц Тракторозаводского района города Челябинска. Общей длиною около 3 км, она начинается от улицы Мамина на северо-востоке города и спускается до улицы Салютной к Саду Победы.

История улицы началась еще до Великой Отечественной войны, но тогда ее называли Бульварной.

В улицу имени летчика-космонавта Владимира Михайловича Комарова она была переименована в 1967 году после его трагической гибели во время завершения программы полета КК «Союз-1». И переименована не случайно, ведь именно эта улица кратчайшим путем связывает Челябинск с аэропортом.

Улица Комарова. Из книги «Челябинский тракторный завод», 2008

Улица Комарова

Улица Комарова. Фото Е. Клавдиенко, 2012

Владимир Михайлович Комаров родился 16 марта 1927 года в Москве. Еще будучи ребенком, Володя мечтал о небе, наверное с того самого момента, когда в возрасте семи лет впервые попал на аэродром и увидел самолеты вблизи.

Учился Комаров в средней школе №235 города Москвы. Закончив в 1943 году семь классов, поступил в 1-ю Московскую спецшколу ВВС. Как и все мальчишки, Володя мечтал попасть на фронт, но не успел: война закончилась. Но желание летать не пропало. Поэтому в сентябре 1945 года  в возрасте 18 лет он поступил в Борисоглебское военное авиационное училище летчиков (сокращенно ВАУЛ). Проучился в нем Владимир меньше года и в июле 1946 года был переведен в Батайское ВАУЛ.

В декабре 1949 года Комаров успешно окончил училище и начал службу военным летчиком – истребителем в 382-м истребительном полку 42-й истребительной авиационной дивизии ВВС Северокавказского военного округа, базировавшегося в Грозном. Там же он познакомился со школьной учительницей Валентиной Яковлевой, которая вскоре стала его супругой.

В ноябре 1951 года Комаров был назначен на должность старшего летчика, а в октябре 1952 года переведен на ту же  должность в 486-й истребительный авиаполк 279-й истребительной авиадивизии 57-й воздушной армии. Прослужив там два года, он прекрасно освоил сверхзвуковые самолеты, полеты ночью и в условиях плохой видимости по приборам. Высокообразованный, эрудированный и целеустремленный Комаров не остался незамеченным. В 1954 году его, как одного из лучших летчиков, направляют для обучения в Военно-воздушную инженерную академию имени Жуковского.

В 1959 году Владимир Комаров, с отличием окончив факультет авиастроения академии, был распределен на испытательную работу в Государственный Краснознаменный НИИ ВВС. С 3 сентября 1959 года он был поставлен на должность помощника ведущего инженера и испытателя 3-го отделения 5-го отдела, располагающегося в поселке Чкаловский.

В марте 1960 года приказом Главкома ВВС 33-летний Комаров зачислен на должность слушателя-космонавта ЦПК ВВС. Здесь же он знакомится с будущими космонавтами, среди которых и Юрий Гагарин.

Ю.А. Гагарин и В.М. Комаров

В апреле 1961 г. общекосмическая подготовка была завершена и Комаров начал подготовку к полету на корабле «Восток». В июне 1962 г. его включили в группу непосредственной подготовки к групповому полету двух «Востоков» вместо отстраненного по состоянию здоровья Григория Нелюбова. Во время запуска «Востока-4» он был дублером Павла Поповича.

В сентябре, после небольшого отдыха, группа в составе Валерия Быковского, Бориса Волынова и Владимира Комарова начала непосредственную подготовку к новому полету на «Востоке» длительностью 10 суток. 21 марта 1963 г. десятидневный полет был отменен. В тот же день была утверждена новая программа полета, которая предусматривала повторить одновременный полет сразу двух кораблей, но один из них должна была пилотировать женщина-космонавт. Владимир Комаров в составе группы начал новый цикл подготовки, но подвело здоровье. При очередной тренировке на центрифуге на кардиограмме были зафиксированы экстрасистолы. Понадобилась операция, после которой в личном деле появилась запись: «После операции шесть месяцев противопоказаны перегрузки, парашютные прыжки…». Его хотели отчислить из отряда, но Владимир потребовал дать ему шанс на восстановление. Его поддержал весь отряд. После упорных тренировок по собственной программе, Комаров был реабилитирован врачами; его включили в сформированную группу для длительного одиночного полета на «Востоке”.

Космический корабль «Восток»

В феврале 1964 было принято решение «Востоки» больше не делать, а имеющиеся четыре корабля переделать и осуществить полет на них экипажа из трех космонавтов, причем в этом же году.

В начале июня Комарова назначили командиром второго экипажа для суточного полета на «Восходе» (именно так назвали модифицированный «Восток») вместе с К.Феоктистовым и А.Сорокиным. 15 августа подготовка была завершена, но корабль был еще не готов. Потянулось длительное ожидание в «режиме поддержания готовности». В сентябре экипажи были по различным причинам переформированы, а 21 сентября был утвержден новый первый экипаж: В.Комаров, К.Феоктистов, Б.Егоров.

Экипаж КК «Восход» с первой шестеркой космонавтов. Слева направо сидят: Б.Б. Егоров, К.П. Феоктистов, В.В. Терешкова, В.М. Комаров; стоят: В.Ф. Быковский, Г.С. Титов, Ю.А. Гагарин, А.Г. Николаев, П.Р. Попович

1-й космический полет Владимир Комаров совершил 12-13 октября 1964 г. на борту КК «Восход» вместе с К.П.Феоктистовым и Б.Б.Егоровым. Это был первый в мире многоместный космический корабль. Впервые в составе экипажа не только летчик, а также инженер-проектант корабля и врач. Впервые в истории полет экипаж совершал без скафандров. Впервые была применена система мягкой посадки. Позывной «Рубин» — сутки звучал с орбиты. Итоговая длительность полета составила 1 сутки 17 минут.

За успешное выполнение полета Владимиру Комарову было присвоено звание Героя Советского Союза, вручен орден Ленина и медаль Золотая Звезда. Вскоре ему присвоили квалификацию «Космонавт 3-го класса», а 23 января 1965 года его назначили инструктором-космонавтом в группу космонавтов, готовившихся по программам Министерства обороны.

Слева-направо: К.П. Феоктистов, В.М. Комаров, Б.Б. Егоров

1 сентября 1965 года Владимир Комаров был включен в группу подготовки к полету по программе «Союз». В октябре он возглавил четвертый экипаж. Космонавтом-испытателем в экипаже был Петр Колодин.

В марте 1966 г. Владимира Комарова назначили начальником третьего отдела и присвоили новую должность — старший инструктор-космонавт. Ему удавалось совмещать руководство отделом с непосредственной подготовкой.

5 августа 1966 г. было принято решение, что Владимир Комаров будет пилотировать первый «Союз». Его дублером назначили Юрия Гагарина.

Космический корабль «Союз-1»

23-24 апреля 1967 года Комаров совершил второй космический полет на КК «Союз-1». В течение полета Владимир Комаров полностью выполнил намеченную программу отработки систем нового корабля, провел запланированные научные эксперименты. Программой полета планировалась стыковка КК «Союз-1» с КК «Союз-2» и переход из корабля  в корабль через открытый космос, но из-за нераскрытия одной из панелей солнечных батарей на КК «Союз-1», запуск КК «Союз-2» был отменен. КК «Союз-1» совершил досрочную посадку. Но на конечном  этапе спуска корабля на Землю, отказала парашютная система и аппарат разбился восточнее города Орск Оренбургской области. Летчик-космонавт  Владимир Комаров погиб. Продолжительность полета составила  1 сутки 02 часа 48 минут.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 апреля 1967 года за героизм, мужество и отвагу, проявленные при осуществлении полета, инженер-полковник Владимир Михайлович Комаров награжден второй медалью «Золотая звезда» посмертно. Его прах захоронен в Москве на Красной площади в Кремлевской стене.

Памятник Владимиру Комарову на Аллее Космонавтов в Москве

Прошло 47 лет со дня гибели Владимира Комарова, но память о нем живет до сих пор. Бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза В.М. Комарова установлен на родине героя в городе Москве. Имя В.М. Комарова присвоено улицам (не только в России), населенным пунктам, кратеру на обратной стороне Луны, малой планете (1836 Komarov). В городе Луганск (Украина) есть квартал имени Владимира Комарова. В городе Велико-Тырново (Болгария) названа школа в честь Владимира Комарова. Американские астронавты, побывавшие на Луне, оставили там памятные медали с изображением людей, отдавших жизнь освоению космоса — Владимира Комарова, Юрия Гагарина, Вирджила Гриссома, Эдварда Уайта и Роджера Чаффи. Владимир Комаров является почётным гражданином французского города Нант.

Источники:

1. chelchel.ru
2. Герои страны: Комаров Владимир Михайлович
3. space.hobby.ru
4. Биографии знаменитостей

Публикацию подготовила: Екатерина Первухина

Предыдущая публикация проекта: Улица Гагарина

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Яндекс
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на свою страницу.

4 комментария к записи “Память Челябинска: улица Комарова”

  1. Высотник:

    Спасибо за материал.

  2. валенок:

    Спасибо, очень интересно. Но одно маленькое уточнение — «проспекта» Комарова нет, есть «улица» Комарова, хоть она и широкая как проспект. Недавно по этой причине доверенность исправляли.

    • yurgita:

      По отношению к этой улице используются слова и «улица», и «проспект». При подготовки статьи не удалось найти ссылки на «официальное» название. Значит, все-таки в документах используется слово «улица» — будем знать, спасибо.

  3. Надежда:

    В одной из местных изданий: «Вечернем Челябинске» или в «Челябинском рабочем» в 70-х годах прошлого века была опубликована статья о проекте застройки проспекта Комарова. Именно оттуда, как мне кажется, и «растут ноги» о двусмысленности названия этой магистрали:проспект или улица. Кстати, по тому проекту, в доме который построили всего лишь года 3 назад, Салютная 10, должен был находиться магазин «Детский мир» :).

Оставить комментарий