«Быть, а не казаться»

Очередное заседание Киноклуба можно считать успешным. В воскресенье челябинская ячейка ВКСВ в рамках фотовыставки «20 лет без СССР» заканчивала просмотр фильма «Люди и звери».

После  было организовано его обсуждение.
Хотелось бы в первую очередь рассказать о самой картине. «Люди и звери» — художественный фильм в 2х частях режиссера Сергея Герасимова. Жанр можно обозначить как социальное кино, в центре которого рассказ советского офицера Алексея Ивановича Павлова двум своим случайным попутчицам, ехавшим из Москвы в Ставрополь, —  врачу Анне Андреевне и ее дочери Тане.

Попав в январе 1942 в плен и оказавшись в числе перемещённых лиц, герой не сразу решился на возвращение в СССР. Поскитавшись по чужбине 17 лет, Алексей все же вернулся на родину.
Следуя к своему брату в Севастополь, лейтенант Павлов встречает женщину, которую во время блокады Ленинграда он спас от смерти, поделившись с ней куском хлеба, и ее дочь Таню. Вместе они продолжают свой путь, по ходу которого Алексей рассказывает о своей жизни.
Не буду останавливаться на пересказе сюжета фильма, скажу лишь свое мнение,  дальше пусть каждый сам решает, смотреть ему или нет.
У картины очень точное название: «Люди и звери». Главному герою выпала тяжелая судьба, на чужбине он повстречал много разных людей, но у кого в душе «сидит волк, у кого лиса, заяц или мышь», а вот настоящих людей, у которых не  проглядывала бы звериная сущность,   способных сострадать, жить сердцем, способных воспринимать Человеческие горести и радости, как свои, таких людей было мало.
В фильме показаны русские эмигранты, бывшие сослуживцы лейтенанта Павлова, которые утратив связь с Родиной, потеряли свой человеческий облик, поставив среди главных приоритетов – денежный заработок, наживу и роскошь.  Их высокое положение в обществе, статус, влияние среди других отнюдь не делали их людьми. Примечательна фраза одного из бывших товарищей Павлова — Василия Клячко:«По ихнему выходит что они только люди, все остальные зола, а я вижу, что все люди, все человеки» Невольно пытаясь приобщиться к этому «высшему человеческому обществу», польстясь на внешний лоск, Клячко окончательно теряет свое человеческое достоинство. Павлов – редкий образец того, как человек находясь на любой работе, не теряет чувство собственного достоинства, в нем нет той дешёвой спеси которую мы видим почти в каждом иностранце.  Русский  в большинстве своем всегда должен оставаться Человеком, который является творцом своего счастья и хочет поделиться этим счастьем с другими.
Можно с полной уверенностью сказать, что наше советское прошлое, все советские достижения науки и техники – это триумф советского человека, победа нравственности, света над тьмой.
По сути, в фильме отражен один из принципов диалектической логики, «единство и борьба противоположностей». В фильме показаны два начала: Добро, человечность, коммунизм как одна сторона медали и Зло, звериные проявления человеческой сущности, капитализм — второе начало.  Эти три признака в каждом из начал являют собой единое целое. В конечном итоге у человечества два пути: идти вперед к будущему по пути прогресса, или катиться назад, вниз по эволюционной лестнице. В фильме ясно показана грань, которая делит осмысленную жизнь «среди людей»  и бессмысленное существование для себя: что бы есть, пить и «смеяться над этим глупейшим из  миров».
Нельзя примирить внутри себя человека и зверя. Кто-то должен победить. И победить должен человек.
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Яндекс
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на свою страницу.

1 комментарий к записи “«Быть, а не казаться»”

  1. «В конечном итоге у человечества два пути: идти вперед к будущему по пути прогресса, или катиться назад, вниз по эволюционной лестнице». В целом верно, если не учитывать, что эволюция необратима. Под скатыванием назад следует понимать новое качество смуты. В условиях однополярного мира этим будет всегда фашизм. Но не в этом основная суть. Главное, что этот конечный итог уже наступил, готовы ли мы в данный момент сделать выбор. Ожидание конца — самая большая ошибка которую можно допустить. Мы имеем дело с задачей «вчерашнего дня», откладывание которой делает необратимыми (катострофическими) последствия крушения.

Оставить комментарий