О фильме «Застава Ильича» («Мне 20 лет»)

18 и 22 марта в рамках киноклуба «Суть времени — Челябинск» состоялся просмотр и обсуждение художественного фильма «Застава Ильича» режиссера Марлена Хуциева.

В центре повествования — трое молодых друзей. Сергей — работник ТЭЦ, общественный активист. Слава — молодой отец, разрывающийся между семейными обязанностями и общением с друзьями. Коля — жизнелюбивый шутник и ловелас, работник вычислительного центра. Фоном для сюжета служит шумная, кипучая Москва шестидесятых — с ее трамваями, стройками, первомайской демонстрацией, со спешащими каждое утро к проходным рабочими.

У каждого из героев свои дела и заботы, и в общем-то, обычная жизнь, размеренное течение которой время от времени чем-либо нарушается. Слава ссорится с женой, уходит из семьи, но скоро возвращается. Коля ошеломлен предложением своего начальника «стучать» на сослуживцев. Сергей же мучается вопросом о смысле жизни:

«Ты знаешь, я тут как-то подумал и понял, что я совершенно правильный человек, на редкость правильный. Я работаю, собираюсь в институт, принимаю участие в общественной жизни…Все делаю как надо — не участвую, не привлекался, не имел. Не знаю, но иногда мне кажется, что я живу как-то…правильно, благопристойно, и только.»

Сергей знакомится с Аней, девушкой «другого круга». Они пытаются строить планы дальнейшей совместной жизни, ходят на выставки и поэтические вечера, однако и такая жизнь — это не то, чего смутно жаждет Сергей. Наконец на дне рождения Ани, куда приглашены ее друзья — «золотая молодежь» того времени — завязывается спор о «серьезных вещах». Сергей в смятении уходит, возвращается домой. И тут, в одиночестве, в ночной тишине, к нему приходит отец. Отец погиб на войне в 21 год, даже не зная, что помимо сына, у него будет и дочь. Сергей просит у него совета — как жить дальше…

Судьба у картины непростая. Фильм, о котором восторженно отзывались деятели культуры, раскритиковал Хрущев:

«Даже наиболее положительные из персонажей фильма — трое рабочих парней — не являются олицетворением нашей замечательной молодежи. Они показаны так, что не знают, как им жить и к чему стремиться. И это в наше время развернутого строительства коммунизма, освещенное идеями Программы Коммунистической партии!»

Как пишет кинокритик Марк Зак, «основная «вина» картины заключалась в том, что она подошла к реальной жизни на опасно близкую дистанцию».

В результате фильм сократили — одни эпизоды убрали, другие пересняли. Картина вышла на экраны в 1965 году под названием «Мне 20 лет». Полная версия фильма под оригинальным названием «Застава Ильича» вышла в конце 80-х годов.

Для нас фильм оказался интересен тем, что в нем показано время определенного распутья. Страна, заплатившая огромную цену за Победу — почти у всех из поколения Сергея нет отцов — восстановлена после войны. На месте старых домов вырастают новые высотки, работают заводы. Люди женятся, рождаются дети. Но не тогда ли, во время «хрущевской оттепели», было положено начало концу? Не эти ли, показанные в фильме друзья Ани, мающиеся от скуки и неумения найти себя, позже предали Советский Союз?

Между временем, показанным в фильме, и сегодняшним днем — полвека. Однако вопросы, встающие перед молодыми: для чего жить и как? — остаются все теми же.

Источник: http://yurgita.livejournal.com/14654.html

Миниатюра: Юрий Пименов «Свадьба на завтрашней улице», 1962.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Яндекс
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на свою страницу.

Оставить комментарий